Медведев увеличил срок создания многомиллиардной ГИС «Электронный бюджет» с 5 до 10 лет
10 июля 2015
«Электронный бюджет» — сроки создания сдвигаются
Кроме того, документ вносит изменения в существующую с 2011 г. концепциюсоздания и развития ГИИС, в результате чего сроки осуществления работ по проекту сдвинулись с 2015 г. на 2020 г.
Ранее создать «Электронный бюджет» планировалось в два этапа — с 2011 по 2015 гг. Теперь речь идет о трех этапах — с 2011 по 2020 гг.
Положение об «Электронном бюджете»
Документ определяет назначение и задачи ГИИС, ее структуру, основные функции и участников, порядок обеспечения доступа к системе, правовой режим информации и программно-технических средств, правила взаимодействия с другими ИС, порядок ввода в эксплуатацию и использования.
На заседании Правительства 9 июля 2015 г. Медведев пояснил, что «Электронный бюджет» позволит перевести весь бюджетный процесс в электронную форму и повысит его прозрачность. «Вся открытая информация будет размещаться в единой базе, на едином портале бюджетной системы», — сообщил он.
Премьер-министр считает, что данная система важна не только для профессионалов, экспертов и аналитиков финансовой сферы, но и для тех, кто просто интересуется экономикой. «Каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов», — отмечает он.
По словам Медведева в «Электронный бюджет», реализованный в виде интернет-сайта, свои данные будут вносить все участники работы с бюджетными ресурсами. «Посетители смогут оставлять свои комментарии с помощью специальных сервисов портала, — добавляет глава Правительства. — Надо обеспечить, конечно, стабильность работы электронного бюджета, чтобы его сервисы были полезными, чтобы они были понятными, комфортными».
Новые этапы развития «Электронного бюджета»
В новых реалиях создание и развитие ГИИС предлагается реализовать в три этапа.
Первый этап (2011–2014 гг.) включал проектирование системы, разработку подсистем бюджетного планирования, управления закупками и ведения реестров, технологических подсистем и единого портала, а также модернизацию уже имевшихся на тот момент тематических существовавших информационных баз.
Второй этап (2015–2017 гг.) включает разработку подсистем управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности, финансового контроля и информационно-аналитического обеспечения ГИИС, а также развитие единого портала и подсистем, разработанных на первом этапе.
Третий этап (2018–2020 гг.) включит разработку подсистем управления нефинансовыми активами, кадровыми ресурсами, развитие единого портала и подсистем ГИИС, разработанных на первом и втором этапах.
Некоторые подробности постановления
Согласно документу, в состав «Электронного бюджета» должны входить подсистемы бюджетного планирования, а также управления расходами, доходами, денежными средствами, закупками, государственным долгом, финансовыми и нефинансовыми активами, кадрами. Кроме того в ГИИС должны быть вклчены подсистемы финансового контроля и ведения нормативной справочной информации.
Большая часть регулирующих функций в отношении «Электронного бюджета» Правительством возложена на Министерство финансов. Оно обеспечивает создание и развитие системы, в том числе разрабатывает и (или) принимает нормативные правовые акты, формирует требования к созданию и развитию ГИИС, контролирует их соблюдение.
Оно определит требования к технологическим, программным и лингвистическим средствам ГИИС и установит единые форматы соответствующих электронных документов. При их обороте участники системы в общем случае станут использовать усиленные квалифицированные электронные подписи.
Минфин выступает одним из главных операторов ГИИС, устанавливая при этом функции и полномочия других операторов (наряду с некоторыми госорганами и местными администрациями). Также за министерством закреплены полномочия определять порядок формирования и ведения фонда алгоритмов и программ системы.
Хранение информации в ГИИС будет определяться законодательством об архивном деле и о гостайне.
Текст постановления Правительства завершает описание нормы, в соответствии с которой после ввода тех или иных подсистем «Электронного бюджета» в эксплуатацию, госорганам запрещается развивать и использовать собственные ИС с дублирующими функциями.
История проекта
При старте проектав 2011 г. ответственной за стратегию и координацию работы всех его участников стала Правительственная комиссия по ИТ. Оператором системы, непосредственно отвечающим за ее создание, тогда назначили Федеральное казначейство.
В начале 2012 г., являясь на тот момент президентом, Дмитрий Медведев подписал указ о национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг., в который, среди прочих мер, вошло и поручение для Правительства организовать внедрение единого портала бюджетной системы РФ.
Позднее президент России Владимир Путинвновь напомнил о необходимости внедрения ГИИС в бюджетном послании на 2013-2015 гг.
15 июня 2013 г. уже в роли премьер-министра Медведев подписал постановление «О координации работ по созданию ГИИС, которое внесло некоторые изменения в положение о Федеральном казначействе и позволило назначить еще одного заместителя руководителя. Им стала Анна Катамадзе, которую назначили курировать работы по созданию «Электронного бюджета».
Бюджет «Электронного бюджета»
Создание системы финансируется в рамках масштабной госпрограммы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», в ее нынешнем виде утвержденнойПравительством 15 апреля 2014 г. Всего на «Электронный бюджет» предусмотрено выделить порядка i14,85 млрд.
Поверхностный анализ сайта госзакупок позволяет установить, что в 2012 г. Казначейство подвело итоги тендера на комплексное проектирование «Электронного бюджета». Контракт стоимостью 119,8 млн был заключенс компанией IBS, которая разработала системную архитектуру и техническое задание, а также спроектировала подсистемы и ИТ-инфраструктуру «Электронного бюджета».
Разработкой подсистем обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров, подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов ГИИС заняласькомпания «ОТР 2000». Сумма контракта составила 410,2 млн руб.
Тогда же в 2012 г. за 104,95 млн Минфин отдалкомпании «Линкс» контракт на проектирование и моделированию бизнес-процессов управления общественными финансами, определение реквизитного состава электронных формуляров в рамках создания ГИИС.
Другой контракт — на обследование и анализ внешних ИС для оценки возможности обеспечения информационного взаимодействия с «Электронным бюджетом» — досталсяIBS за 15 млн.
В 2013 г. Федеральное казначейство заплатилоi575,25 млн компании «Компьютел», которая поставила ведомству оборудование, лицензии на ПО и выполнила работы по их установке и настройке для проведения опытной эксплуатации системы.
В 2014 г. Казначейство за 178 млн определилокомпанию «Ланит» подрядчиком при создании и сопровождении подсистем управления закупками и расходами.
Работы по созданию и актуализации нормативной справочной информации, используемой в ИС Федерального казначейства в рамках ГИИС за 79,5 млн взяласьвыполнить IBS.
Еще в одном тендере на размещение и обслуживание программно-аппаратного комплекса опытной эксплуатации тестовых зон ГИИС победилакомпания «Онланта», подписавшая контракт на i366,7 млн. Правда в рамках этого же соглашения она должна была разместить и обслуживать АПК Информационно-аналитической системы мониторинга ключевых показателей и средств вычислительной техники Федерального казначейства.
Работами по созданию подсистемы учета и отчетности ГИИС за 94,5 млн занялась«ОТР 2000». Подсистемы бюджетного планирования за 58,5 млн взялона себя НПО «Криста».
В 2015 г. за развитие подсистемы обеспечения интеграции, ведения реестров и формуляров и сопровождению подсистем ГИИС за i157 млн принялась«ОТР 2000». Доработкой сопровождением открытой части единого портала «Электронного бюджета» 48,2млн занялосьНПО «Криста».
Сумма упомянутых контрактов (с 2012 г. по начало 2015 г.) составляет 2,208 млрд.
Примечательно, что в рамках вышеупомянутой госпрограммы только в 2013-2014 гг. общие запланированные затраты на ГИИС могли составить порядка 4 млрд. Однако обнаружить на сайте госзакупок другие тематические тендеры, имеющие очевидное отношение к проекту, редакции не удалось.
Также отметим, что 30 июня 2015 г. Казначейство объявило еще два конкурса в отношении ГИИС. Первый из них касается сопровождения и развития подсистемы обеспечения информационной безопасности и подсистемы обеспечения юридической значимости электронных документов. Начальная цена контракта выставленана уровне 165,3 млн.
Второй призван определить подрядчика на развитие нормативной справочной информации, используемой в ИС Федерального казначейства в рамках ГИИС. Начальная цена контракта— 105 млн. Правда победителю за эти же деньги придется осуществить и некоторые другие работы.
Источник: http://corp.cnews.ru/news/top/index.shtml?2015/07/10/597413