Сколько стоит мост построить? Керченский и другие мосты

История Керченских мостов

1 октября 2015 г. началось автомобильное движение по временному мосту между Таманским полуостровом и островом Тузла. Этот вспомогательный мост был создан в рамках большого проекта по строительству моста через Керченский пролив. Как и любой крупный строительный проект, строительство Керченского моста вызывает много споров и критики, во-первых, в связи с экологическими проблемами, во-вторых, по причине затратности. В частности, есть мнение, что дешевле и удобнее было бы строить мост не через Тузлу, а от косы Чушка.

Карта (варианты):

Интерактивная:

Это далеко не первая попытка построить мост, который соединял бы напрямую Крымское побережье и Кавказ.

Таймлайн:

Источники:

На нынешнем этапе, по плану, длина моста должна быть 19 км., и у него будет четыре автодорожные и две железнодорожные полосы. Строительство планируется завершить к концу 2018 г. Затраты не должны превышать 228,3 млрд. рублей ($3,49 млрд.). На эту сумму уже был заключен контракт с компанией «Стройгазмонтаж».

Сведения о контракте
Номер контракта: 149090834351000003
Сумма контракта: 228.300 000 000 RUB

Мы посмотрели, как этот проект выглядит в международном контексте строительства мостов, а также в контексте контрактов по строительству других мостов в России.

Мировые мосты

Чтобы поставить финансовые масштабы проекта в международный контекст, мы собрали примеры крупнейших строительных проектов XX-XXI вв., в которых как минимум одним из ключевых пунктов было строительство моста. Мы не ставили себе целью сделать исчерпывающий список крупных и дорогих мостов во всем мире. Нашей задачей было взять некоторое количество примеров для сопоставления. Получившийся список можно посмотреть в интерактивной таблице ниже. Затраты на строительство ради унификации указаны в долларах.

Крупнейшие в мире мосты и затраты на их строительство:

Хонсю — Сикоку

Среди этих мостов по затратам лидирует система мостов между островами Хонсю и Сикоку в Японии. Система строилась десять лет (1988-1998 гг.), и ее общая протяженность составляет 172,9 км. Естественно, туда входят не только мосты, но и примыкающая к ним транспортная инфраструктура.

Циндао — Хуандао

Самым длинным в мире мостом через водное пространство сейчас считается Циндаоский мост в Китае, протяженность которого составляет 26,7 км. По официальным данным строительство обошлось в $1,5 млрд., однако неофициальные источники указывают $8,8 млрд. Проект много критиковали за огромные расходы на строительство и крайне незначительную практическую пользу. Благодаря ему путь из Циндао в Хуандао сократился всего на 20-30 минут.

Мост через Огайо

Сходная критика сопровождает и многие другие проекты строительства крупных мостов. В частности, сейчас резко критикуют строительство системы мостов через реку Огайо (США, штат Кентуки), которая должна быть завершена к 2024 г. Его общая протяженность составит 13,7 км, а стоимость строительства оценивается в $4,1 млрд. В первую очередь, недовольство связано с неэкономным, по мнению критиков, проектированием и с перераспределением территорий под строительство.

Италия — Сицилия

Еще один пример противоречивого, но пока не реализованного дорогостоящего проекта – это мост через Мессинский пролив, который, по замыслу, должен соединить материковую Италию и остров Сицилию. Этот проект за последние десять лет неоднократно актуализировался, но всякий раз останавливался, не дойдя до стадии строительства. В настоящий момент он находится в замороженном состоянии.

Рейтинг самых дорогих мостов мира

Ниже мы приводим рейтинг стоимости вышеупомянутых мостов. Керченский мост, в соответствии с опубликованной суммой контракта, находится в нем на седьмом месте. При этом по протяженности из этого же списка проектов он занимает шестое место.

Экономика Керченского моста

Чтобы посмотреть на проект строительства Керченского моста в контексте внутреннего строительства мостов или включающей их инфраструктуры, мы обратились к открытым данным по государственным контрактам, так или иначе связанным с проектированием, ремонтом или строительством мостов. База включает в себя информацию о поставщиках и государственных заказчиках, о стоимости контрактов и услугах, предоставляемых по этим контрактам. Всего в получившийся набор данных по мостам входит 1256 контрактов, заключавшихся с 2006 по 2015 гг.

В наборе данных по строительству мостов в России можно сразу выделить две категории подрядчиков: компании, с которыми заключено по одному контракту и компании, у которых контрактов больше одного. Из тех, у которых больше одного контракта, мы условно выделили компании, у которых больше десяти контрактов, и у которых от двух до девяти контрактов. Больше десяти контрактов оказалось у 13 компаний:

Остальные две группы распределяются примерно одинаково: от двух до девяти контрактов у 236 компаний и по одному - у 304. Специфика в том, что средний контракт у разовых контрактников вдвое превышает среднюю сумму контрактов у всех компаний в базе. Среднее значение в данном случае, конечно, не очень показательно, потому что на него может влиять какой-нибудь исключительно дорогой одиночный контракт (так и есть). Для большей точности сравним медианные значения контрактов по группам, так как это позволит нам избежать влияния неординарно больших величин.

Мы видим, что медианное значение контрактных сумм у компаний с более чем 10 контрактами сильно выше, чем у прочих: примерно 30,2 млн. рублей. Это предсказуемо. Но мы также видим, что медианное значение одиночных контрактов превышает медианное значение сумм контрактов у компаний, выполнявших от двух до девяти заказов. Это значит, что в среднем эти одиночные контракты каждый по отдельности дороже, чем средняя совокупность контрактов у тех, кто выступал в качестве подрядчиков неоднократно.

Рейтинг самых дорогих мостов России

Рассмотрим теперь самые дорогие контракты в получившемся у нас наборе данных.

Рейтинг возглавляет контракт на строительство Керченского моста. Далее с большим отрывом следует заключенный в 2008 г. контракт на строительство Золотого моста - шестиполосного моста через Золотой Рог во Владивостоке (открыт в 2012 г.). Строительством занималось ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». Строительство обошлось в 19,3 млрд. рублей. Далее идет Бугринский мост, который с 2010 по 2014 гг. строила компания ОАО «Сибмост».

Топ-10 регионов по затратам на строительство мостов выглядит следующим образом:

Мы убрали из него Краснодарский край, который заведомо лидирует, так как к нему относится контракт на строительство Керченского моста. В общей сложности краснодарские затраты составляют сейчас 229,7 млрд. р., что делает разницу между затратами прочих субъектов практически незаметной.

В получившемся рейтинге лидирует Приморский край (прежде всего, за счет строительства Золотого моста), Новосибирская область и Тверская область. Как мы видим, в топ по затратам субъекты входят, прежде всего, за счет единичных крупных проектов, а не за счет многочисленных небольших. Тверская область, например, оказалась на вершине рейтинга, потому что там шла реконструкция моста через Волгу на трассе Москва – Санкт-Петербург. Новосибирская область – это, прежде всего, строительство Бугринского моста.

Возвращаясь к Керченскому мосту, подчеркнем, что в нашем наборе данных он занимает первую позицию по сумме. Отметим, что иных мостостроительных проектов у компании «Стройгазмонтаж» нет. В «Ведомостях» этот выбор объяснили хорошей репутацией компании в качестве генподрядчика.

Контракт включает в себя два направления. На инженерные изыскания и проектирование в нем выделяется 6 736 000 000 рублей, а на строительство собственно транспортного перехода – 221 564 000 000 рублей. Керченский мост, согласно нынешним подсчетам, будет стоить почти в 12 раз дороже, чем Золотой мост и в 15 раз дороже, чем мост Бугринский. Стоимость его контракта лишь немногим уступает совокупной стоимости всех контрактов «Тихоокеанской мостостроительной компании», которая составляет 249,1 млрд. рублей.

Комментарии:

Проект Госзатраты размещает информацию, полученную исключительно из официальных источников.

Редакция Госзатрат не несет ответственности за публикацию неточных, неполных или неверных данных о юридических лицах, а также за раскрытие персональных данных физических лиц в случаях, если такие данные опубликованы на официальных источниках.

Запросы на исправление таких данных на сайте Госзатрат принимаются исключительно через форму «Напишите нам!» и рассматриваются не менее 5 рабочих дней.